АПОКАЛИПСИС Апокалипсис
Еловиков Ю.М.

сайт создан 26.02.2004

православие религия
толкование

Богословие Апокалипсиса

откровения
богословие библия

--------------------------------------------------------    т    о    л    к    о    в    а    н    и    е   --------------------------------------------------------

Иоан Богослов антихрист
философия
религия христианство церковь
пророк ангел
спасение бог христос
Оглавление
images/box.gif (51 bytes) 1. Введение в богословие Апокалипсиса images/box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 2. Обращение Христа к семи церквам. 1-3 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 3. Семь печатей и четыре апокалипсических всадника. 4-7 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 4. Дополнения и изменения к толкованию 1-7 глав box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 5. Два видения семи ангелов. 8-10 и 14-16 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 6. Женщина и сатана. 12 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 7. Зверь, выходящий из моря. 13 глава (1-2 абзац) box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 8. Церковь и антихрист. Вавилон блудница. 17 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 9. Зверь, выходящий из земли. 13 глава (3-18 абзац) box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 10. Два свидетеля. 11 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 11. Конец Вавилона. 18 глава box.gif (51 bytes)


Версия для печати

 

Версия в формате Word (zip)


5. Два видения семи ангелов. 8-10 и 14-16 главы

 

Толкователи Апокалипсиса обычно рассматривают отдельно видения семи ангелов с трубами и семи ангелов с чашами, однако можно предположить, что эти два видения составляют единый процесс. На это есть логическое обоснование. Во-первых, в обоих видениях первые четыре действия обращены на среду обитания человека, причем в одной последовательности: земля, море, реки, небо. Во-вторых, в этих видениях три последние кары небесные направлены непосредственно на людей.

Рассмотрим эти видения в совокупности: (первый Ангел вострубил + первый Ангел вылил чашу) и так далее. Мы можем увидеть аналогию с первыми строками книги Бытия: И сказал Бог… И стало так. Здесь в Откровении исполнителями воли Божией являются ангелы, то есть сотворенный Богом мир нам невидимый. Поскольку, эти видения духовные и их нельзя понимать буквально, можно предположить, что таким наглядным образом (видимым) показана работа духовных законов природы. Известно, что ангелы в Библии называются исполнителями законов и воли Божией (Пс.102.20-21). Значит, первые четыре кары – это экологический кризис, который явился следствием нарушения духовных законов.

Именно так обозначена наша проблема чистой питьевой воды: И третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (8.11). И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того (16.5-6).

Процесс духовной деградации протекает постепенно: Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие (Пс.7.15). Похоть, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак.1.15). Возможно для того, чтобы подчеркнуть фактор времени, два видения семи ангелов разделены автором несколькими главами, как-бы во времени. В первом видении (8 глава) четвертый ангел вострубил и поражает солнце, а во втором видении (16 глава) четвертый ангел выливает чашу на солнце и оно уже начинает жечь людей огнем.

В этих видениях показывается возрастание беспорядка (энтропии) и взаимосвязь законов физических и духовных. Поскольку второе начало термодинамики как эволюция от порядка к хаосу[1] распространяется на духовную эволюцию, значит, она имеет необратимый и вероятностный характер. Для того чтобы подчеркнуть вероятностный характер этого процесса Христос не сказал утвердительно, а задал вопрос, содержащий в себе ответ с большой степенью вероятности: Но Сын Человеческий пришед найдёт ли веру на земле? (Лук.18.8).

Поскольку в Библии говорится о законах духовных нужно сказать, что духовный хаос – это неведение, которое наказывается. Это вывод можно сделать из первого наказания: Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела (8.7). Первый Ангел вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся иконе его (16.2). Здесь вполне определенно говорится о наказании за духовное невежество.

Нужно сказать, что слово икона взято по церковно-славянскому тексту Библии. Христос учит: Итак, когда увидите мерзость (духовного) запустения, стоящую на святом месте – читающий да разумеет (Мат.24.15). Слова о мерзости, стоящей на святом месте можно отождествить с иконой звериной, стоящей в православном храме. Об этой иконе предупреждает ангел проповедник: Иже аще кто покланяется зверю и иконе его… И той имать пити от вина ярости Божия (14.9-10).

Поскольку первые четыре наказания направлены через естественную среду обитания (биосферу), а последние три – непосредственно на людей (ноосферу), то принципиальное отличие первых четырёх процессов от трёх последних подчеркивается событием: И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трёх Ангелов, которые будут трубить! (8.13).

* * *

Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны: она отворила кладязь бездны, и вышел дым. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть… Власть же её была – вредить людям пять месяцев. Царем над собою имела она ангела бездны (9.1-11).

Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (16.10-11).

Звезда, падшая с неба означает падшего ангела – как упал ты с неба денница (Ис.14.12) – сатану. Россия находится на севере, и здесь же у пророка Исайи мы находим указание на север: говорил в сердце своем: вознесу престол мой на краю севера… Рыдайте, ибо от севера дым идёт (Ис.14.13, 31). Другого духа – ангела бездны можно отождествить со зверем, выходящим из бездны (17.8). Следовательно, здесь говорится о России и об антихристе. Понятие престол зверя и царство его соответствует выражению иметь царем ангела бездны и означает воцарение в России коммунистического демона-антихриста. Слова из дыма вышла саранча означают «из коммунистов вышли каратели» – это ВЧК, ОГПУ, НКВД. Время – власть же ее была вредить людям пять месяцев – указывает на периоды массовых репрессий. Пять месяцев из сорока двух месяцев власти антихриста – это пытки, доносы, тюрьмы и концлагеря. Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя (9.12).

* *

Шестый Ангел вострубил… И освобождены были четыре ангела, связанных при великой реке Евфрат, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем… Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и деревянным идолам (9.13-20).

Шестый Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых. Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань (16.12-14).

Здесь важно совпадение по реке Евфрат. Во-первых, Вавилон стоял на Евфрате (Иер.51.61-63). Во-вторых, Библия говорит: Из Едема выходила река для орошения рая, и потом разделялась на четыре реки… Четвертая река Евфрат (Быт.2.10-14). Следовательно, река Евфрат из Откровения означает благодать Святого Духа в Вавилоне, то есть в Церкви. Значит, слова Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода означают отнятие Святого Духа из Русской православной церкви, поэтому одновременно происходит освобождение ангелов смерти, связанных при великой реке Евфрат. Таким образом подтверждается, что Святой Дух, присутствовавший ранее в церкви, является известным евангельским понятием – удерживающий (2 Фес.2.7).

Это толкование можно дополнить другим. Слова шестый Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода корреспондируются со следующим пророчеством Иеремии о Вавилоне: Засуха на воды его, и они иссякнут; ибо это земля истуканов, и они обезумеют от своих идолов (Иер.50.38). Эти слова пророка, в свою очередь, снова корреспондируются с Откровением: Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу (18.2). Таким образом, через пророка из Ветхого Завета мы находим духовную связь между Евфратом и Вавилоном в Новом Завете.

Известно, что дракон и зверь – духи, тогда подставив это значение в текст (16.13) увидим, что словосочетание духи, выходящие из уст духов является неверным. Я уже писал в толковании главы 13 (3-18 абзац), что слово дух имеет два толкования: идеология и существо. Здесь они тоже имеют эти два значения, поэтому имеется два разных написания: «нечистые духи» и «бесовские духи». Значит, понятие дух, выходящий из уст дракона следует рассматривать как сатанинское учение. А другое понятие дух, выходящий из уст зверя – как государственную идеологию. Причем, эта государственная идеология может быть на базе сатанинского учения, например, атеизма.

Лжепророк – это человек. Господь предупреждал: Не верьте, ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить (Мат.24.23,24). Этот лжепророк отождествляется с антихристом – зверем, выходящим из земли (13.11). Значит, если дракон и зверь являются конкретными персонажами, то лжепророк – это множество. Лжепророком или антихристом можно назвать того человека, который внедряет учение церкви вместо учения Христа. Потому что одно дело – исследовать и развивать учение Христа, и другое дело – изменять и дополнять слова апостолов, называя это «учением церкви», или пророчествовать. Например, утверждение, что Бог спасёт или помилует Россию – это пророчество, потому что в Библии такого нет. Поэтому можно сказать, что человек, который говорит об этом – лжепророк. Поскольку дракон и зверь – невидимые духи, можно сказать, что лжепророк – это человек, который озвучивает их идеи. Эти люди известны как авторы откровений, основатели философских или религиозных учений, государственной идеологии или национальной идеи.

Духи являются подстрекателями царей к войне: они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань (16.14). В этом случае о духах сказано «они», значит можно считать, что слово «они» включает в себя оба понятия: идеология и существо. О царях тоже сказано дважды и по-разному. Первое выражение ограниченное – цари от восхода солнечного (16.12), второе понятие неограниченное – цари земли всей вселенной (16.14). Возможно так обозначено нарастание духовного хаоса в пространстве и времени.

Первое выражение о царях (16.12) корреспондируется с 9-й главой (абзац 13-21), где говорится о самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войне, поэтому кони по описанию очень похожи на танки. Можно сказать, что в духовном плане Вторая мировая война была войной идеологий. Понятие идеологии в Библии по-русски обозначается словом ветер (7.1), здесь говорится о четырёх ветрах. Эти четыре ветра корреспондируются с видением (7-я глава) пророка Даниила. Во Второй мировой войне боролись четыре идеологии: фашизм, коммунизм, шовинизм и демократия, последняя скорее плутократия, что означает «власть денег». В видении пророка Даниила четыре ветра сменяются на четыре зверя – это государства, носители идеологии: Германия, СССР, Япония, США + Англия. Последние обьединены в одно как англоязычные. После поражения фашизма и японского шовинизма борьба идеологий продолжилась в виде «холодной войны» против коммунизма. После поражения в холодной войне идей коммунизма в мире властвует одна идеология – деньги. Сейчас эта идеология стала религией, поэтому американцы на своих деньгах исповедуют некого бога. На долларах написано: «мы верим в бога».

Второй текст о царях (16.14) корреспондируется с 20-й главой (абзац 7-9) – это война духовная. Развившийся интеллект человека духовно деградировал: вера в науку вытеснила из души веру в Бога. Философия, которая когда-то была «служанкой богословия», сейчас обслуживает в основном политику. Апостол Павел различает дар слова и дар рассуждения (2 Кор.11.6), однако, православное богословие, не опирающееся в своих исследованиях Библии на достижения современной науки, стало занятием невежд – графоманов с богословским образованием. Способность к богословию – дар Духа (1 Кор.12.8), низводится в православной Церкви до какого-то маргинального понятия. Вот что пишет председатель синодальной Богословской комиссии: Нам нужна, так сказать, прикладная экклезиология, то есть богословие культуры, социальное богословие, даже, может быть, и богословие хозяйствования, или экономики[2]. Атеизм распространился по всей земле. Законы термодинамики, которые имеют всеобщий характер, утверждают, что этот процесс необратим. Философы уже называют наше время и общество постхристианским. Люди бросили вызов Богу: Число их – как песок морской. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (20.7-9).

*

И седьмый Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего… И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить… и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град (11.15-19).

Седьмый Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось землетрясение… и град, величиною в талант (16.17-21).

И в этом случае полное совпадение. Таким образом, в этих двух видениях Апокалипсиса ангелы с трубами и ангелы с чашами тождественны – каждый раз речь идет об одном и том же. Это последние признаки: шесть ангелов протрубили и шесть чаш гнева Божия на землю вылиты. Поэтому можно еще раз обозначить это время как последнюю возможность для покаяния: времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия (10.6,7).

_________________________

[1] И.Пригожин, И.Стенгерс. Порядок из хаоса.- С. 252.

[2]  «Церковный вестник» № 22 (275) 2003.- С. 9.




images/box.gif (51 bytes) 1. Введение в богословие Апокалипсиса images/box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 2. Обращение Христа к семи церквам. 1-3 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 3. Семь печатей и четыре апокалипсических всадника. 4-7 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 4. Дополнения и изменения к толкованию 1-7 глав box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 5. Два видения семи ангелов. 8-10 и 14-16 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 6. Женщина и сатана. 12 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 7. Зверь, выходящий из моря. 13 глава (1-2 абзац) box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 8. Церковь и антихрист. Вавилон блудница. 17 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 9. Зверь, выходящий из земли. 13 глава (3-18 абзац) box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 10. Два свидетеля. 11 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 11. Конец Вавилона. 18 глава box.gif (51 bytes)

Апокалипсис

Оглавление

Апокалипсис

Аннотация

Апокалипсис

Интеллектуальное
богословие

Апокалипсис

Резюме

tr.gif (49 bytes)

Об авторе

Религия

Форум

Религия

Мнения

tr.gif (49 bytes)

Ссылки

tr.gif (49 bytes)

Поиск по сайту



tr.gif (49 bytes)

Все мнения


Мнения 596 - 605
Мнения 586 - 595
Мнения 576 - 585
Мнения 566 - 575
Мнения 556 - 565
Мнения 546 - 555
Мнения 536 - 545
Мнения 526 - 535
Мнения 516 - 525
Мнения 506 - 515
Мнения 496 - 505
Мнения 486 - 495
Мнения 476 - 485
Мнения 466 - 475
Мнения 456 - 465
Мнения 446 - 455
Мнения 436 - 445
Мнения 426 - 435
Мнения 416 - 425
Мнения 406 - 415
Мнения 396 - 405
Мнения 386 - 395
Мнения 376 - 385
Мнения 366 - 375
Мнения 356 - 365
Мнения 346 - 355
Мнения 336 - 345
Мнения 326 - 335
Мнения 316 - 325
Мнения 306 - 315
Мнения 296 - 305
Мнения 286 - 295
Мнения 276 - 285
Мнения 266 - 275
Мнения 256 - 265
Мнения 246 - 255
Мнения 236 - 245
Мнения 226 - 235
Мнения 216 - 225
tr.gif (49 bytes)

Поиск по сайту



Мнения 206 - 215
Мнения 196 - 205
Мнения 186 - 195
Мнения 176 - 185
Мнения 166 - 175
Мнения 156 - 165
Мнения 146 - 155
Мнения 136 - 145
Мнения 126 - 135
Мнения 116 - 125
Мнения 106 - 115
Мнения 96 - 105
Мнения 86 - 95
Мнения 76 - 85
Мнения 66 - 75
Мнения 56 - 65
Мнения 46 - 55
Мнения 36 - 45
Мнения 26 - 35
Мнения 16 - 25
Мнения 6 - 15
Мнения 1 - 5



Рейтинг@Mail.ru


Разрешается использование любых материалов сайта без каких-либо ограничений