АПОКАЛИПСИС Апокалипсис
Еловиков Ю.М.

сайт создан 26.02.2004

православие религия
толкование

Богословие Апокалипсиса

откровения
богословие библия

--------------------------------------------------------    т    о    л    к    о    в    а    н    и    е   --------------------------------------------------------

Иоан Богослов антихрист
философия
религия христианство церковь
пророк ангел
спасение бог христос
Оглавление
images/box.gif (51 bytes) 1. Введение в богословие Апокалипсиса images/box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 2. Обращение Христа к семи церквам. 1-3 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 3. Семь печатей и четыре апокалипсических всадника. 4-7 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 4. Дополнения и изменения к толкованию 1-7 глав box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 5. Два видения семи ангелов. 8-10 и 14-16 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 6. Женщина и сатана. 12 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 7. Зверь, выходящий из моря. 13 глава (1-2 абзац) box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 8. Церковь и антихрист. Вавилон блудница. 17 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 9. Зверь, выходящий из земли. 13 глава (3-18 абзац) box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 10. Два свидетеля. 11 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 11. Конец Вавилона. 18 глава box.gif (51 bytes)


Версия для печати

 

Версия в формате Word (zip)

3. Семь печатей и четыре апокалипсических всадника. 4-7 главы

Для автора Откровения отверзлась дверь на небо (4.1) и он видит картины неба и будущего земли. Наверное правильно будет сказать, что он видит Церковь небесную и будущее церкви земной. Кроме Сидящего на престоле на небесах и Агнца, действующими лицами в Церкви небесной являются четыре животных, исполненных очей (4.6), двадцать четыре старца (4.4), семь ангелов (8.2), а также множество святых и других ангелов. Семь светильников огненных, которые суть семь духов Божиих (4.5) означают полноту Святого Духа.

Никакого другого православного бога – Царицы неба и земли – автор на небе не усматривает, ибо все боги народов – идолы (Пс.95.5). Значит, на основании Евангелия можно утверждать, что идол под именем матери Бога – который по «Учению православной Церкви» есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной[1] – существует только в церкви на земле. Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами (Пс.96.7).

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (5.1). Что это за книга и почему никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу? Это Библия – открытое и развивающееся учение Христа о духовной эволюции человечества. Слово Божие было запечатано в Церкви семью печатями семи Вселенских соборов. Таким образом, открытое учение Христа трансформировалось в закрытое учение церкви, значит, превратилось в замкнутую систему. При этом законы термодинамики утверждают, что изолированная система всегда возвращается в состояние хаоса (неведения), то есть эволюция прекращается и начинается деградация.

Христос установил на земле для Церкви закон: и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах (Мат.16.18-19). Этот закон незыблем, как любой другой закон природы, никто не может его нарушить. В соответствии с данным законом, если Церковь запечатала учение Христа семью печатями, то никто их не может снять кроме земной церкви – ни на небе, ни на земле, ни под землею – за исключением самого Христа, который этот закон установил. Поэтому по приближении времени суда Агнец превращается во Льва (5.5). Христос сам снимает печати: И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей (6.1).

В предыдущем обращении Христа к семи церквам говорится одновременно и одними словами о разных понятиях: процессах и событиях, влияющих на процессы. Процесс – это развитие земной церкви в пространстве и времени. События – семь Вселенских соборов. Логично предположить, что данный подход к толкованию Апокалипсиса сохраняется и в последующих главах – это число семь, содержащее одновременно процессы и события. Причем число семь, как это видно на примере семи ангелов, подразделяется на четыре (7.1) и три (14.6-9).

Действительно, четыре апокалиптических всадника появляются при снятии семи печатей. Эти четыре всадника отображают один процесс. Конь означает движение времени – это количество, а цвет коня и всадник указывают на качество – духовное содержание этого времени. Цвет коней соответствует символам всадников, таким образом подчеркивается взаимозависимость качества времени и духовного состояния церкви. Следовательно, всадники обозначают христианскую церковь в четырёх временных интервала в её двухтысячелетней истории, вероятно, эти интервалы времени примерно равны.

В начале предыдущего толкования я указал на карту-график и обозначил кривую процесса, где по оси абсцисс откладывается время. Указанные четыре временных интервала хорошо обьясняются по аналогии с концепцией этногенеза Л.Гумилёва. Не случайно ученый, указывая на пассионарность как атрибут подсознания, нашёл аналог пассионарности в сфере сознания и назвал его «аттрактивность»[2]. Белое время первого всадника – это фаза подьёма – означает духовную победу христианской Церкви и её быстрое рапространение на земле. На это указывают символы: венец и лук – победа и скорость. Потом в соответствии с «кривой этногенеза»[3] идут три фазы затухания.

Рыжее время второго всадника с мечом наступает тогда, когда христианство стало религией государственной. В связи с этим, постепенно разномыслия внутри Церкви (1 Кор.11.19) превратились в борьбу с еретиками, которая стала вестись при помощи государства, значит, с применением насилия. Меч державный (Рим.13.4) стал использоваться как меч духовный (Еф.6.17). В это же время после 3-го Вселенского собора появляется учение церкви о матери у Бога. Христос предупредил об этих временах: Всё это начало болезней (Мат.24.8) – в процессе духовной эволюции церкви появились элементы хаоса (неведения). В седьмом веке сотрудничество церкви и государства оформилось в виде религиозной войны с персами. Почти сразу религиозная война вернулась обратно мусульманским «джихадом», сокрушив восточную половину империи. Потом наступил период иконоборчества.

В соответствии с законами термодинамики духовная энтропия возрастала, и наступает черное время третьего всадника с весами. Здесь черный цвет или тьма отождествляется с неведением. Это время духовного невежества совпадает с эпохой Возрождения (язычества). Выражение – мера пшеницы за динарий, и три меры ячменя за динарий (6.6) – означает девальвацию духовных ценностей, значит, в церкви произошло искажение истины. Следующие слова – елея и вина не повреждай – означают, что присутствие Святого Духа и значение евхаристии в церкви в это время еще сохраняются. Весы в руке всадника говорят о критическом состоянии процесса духовной эволюции – это точка бифуркации.

Я писал о том, что только Русская православная церковь на рубеже 15-16 веков сохраняла потенциальную возможность духовной эволюции для всего человечества, но упустила эту возможность. Флуктуацией, склонившей чашу весов в сторону духовной деградации единственной остававшейся живой поместной церкви, была известная полемика между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким. Стяжатели победили.

И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним (6.8). Это бледное время означает духовную смерть и разложение христианской церкви. Конечно, богословы не согласятся с таким толкованием слов Евангелия: глядя в зеркало они видят себя живыми. Они тотчас укажут на противоречие и напомнят другие слова: создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Мат.16.18). Выше я писал, что это не просто обещание – это закон, однако, этот закон не лишает нас свободы воли. Поэтому в словах Евангелия нет противоречия: ад не одолеет её – ад следует за ней. Значит, сама церковь – имя которой «смерть» – стала для христиан дорогой в ад. Следующие слова Евангелия подтверждают это: Жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых (17.6). И в нём найдена кровь пророков и святых (18.24).

Ниже автор Апокалипсиса пишет о двух категориях святых: множество искупленных (5.9-11) и число запечатлённых (7.4). Но есть еще другие святые. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И даны были каждому из них одежды белые (6.9-11). Можно сказать так: по ложному учению церкви эти святые были гонимы за истинное учение Христа. Среди них конечно Несторий, видимо, к ним же относятся замученные инквизицией. В соответствии с вышеуказанным законом – дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небе – их души не на небе, а в церкви под жертвенником. Но в следующей главе мы видим их уже на небе. Это те, в белых одеждах, которые пришли от великой скорби (7.9-17) – когда человека в христианской церкви под пытками заставляли отречься от учения Христа в пользу учения церкви.

После снятия шестой печати и стихийных бедствий перечисляются семь категорий людей (6.15) – символизирующие полноту, то есть всё человечество – которые в экстремальных ситуациях уповают на «материю», а не на Бога. Мало того, они надеются укрыться за ней от суда Божьего: И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца (6.16).

* * *

Подведём некоторые промежуточные итоги. Нужно сказать, что процесс эволюции человечества описывается в рамках законов термодинамики и самоорганизации. В настоящее время можно говорить о двух происходящих процессах: эволюции интеллекта и духовной деградации. Очевидно, нельзя считать, что эти разнонаправленные процессы независимы, значит, можно утверждать, что эволюция человека имеет в себе элементы духовной деградации. Данный вывод вполне соответствует библейской истории о грехопадении Адама и поврежденности человеческой природы. Эта легенда относится к области аксиом или начальных условий, на базе которых выводятся духовные законы.

Человечество весь 20-й век занималось самоистреблением. Современный научно-технический прогресс, которым мы так гордимся, явился всего лишь следствием разработок эффективных орудий убийства. Нынешнее состояние человечества явно не соответствует антропному принципу творения вселенной: такой человек не может быть конечной целью творения. Значит, данное состояние человека можно назвать только технологическим переделом или как пишет апостол: начаток созданий (Иак.1.18). Интересно, что академик В.Вернадский придерживался такой же точки зрения: Homo sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее[4].

Человек задуман по образу и подобию Божию, а сотворён лишь по образу Божию (Быт.1.26-27). Следовательно, Библия утверждает, что человек в этом состоянии недоделан – это начальное условие. Вторая аксиома – Бог совершил свои дела (Быт.2.2). Значит, достигнуть проектного уровня человека – образа и подобия Божия – человек должен собственными усилиями. Обоснование для этого вывода тоже находится в Библии. Во-первых, Бог поселил человека в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт.2.15), то есть работать. Во-вторых, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься (Быт.3.19).

Наличие духовной энтропии в природе человека предусматривает его самосовершенствование. Если же ничего не делать, в соответствии с законами термодинамики, в системе, где происходит рост энропии, наступает хаос или духовная деградация. Таким образом, в полном соответствии с наукой, можно сказать, что духовная энтропия работает как принцип отбора[5]. Выше я говорил о духовной повреждённости человеческой природы, но не сказал, что она имеет тенденцию к росту. В Библии сказано, что духовная энтропия возрастает. Во-первых, терние и волчцы произрастит земля тебе (Быт.3.18). Во-вторых, помышление сердца человеческого – зло от юности его (Быт.8.21). В-третьих, извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы: прелюбодеяния, убийства, кражи, злоба, зависть… Всё это зло извнутрь исходит (Мар.7.21-23).

В условиях постоянного роста духовной энтропии невозможно сохранить достигнутый уровень духовности ничего не делая. Даже для того, чтобы остаться на достигнутом уровне, нужно постоянно прилагать усилия и двигаться вперёд. Принцип роста духовной энтропии наглядно иллюстрирует пример человека, находящегося на эскалаторе, который движется вниз. Апостол Павел предупреждает христиан: Посему, кто думает, что он стоит (в вере), берегись, чтобы не упасть (1 Кор.10.12).

___________________________

[1] Творения святителя Игнатия.- М.: Сретенский монастырь, 1997.- Т.4.- С. 391.

[2] Л.Гумилёв. Этногенез и биосфера Земли.- С. 399.

[3] Там же.- С. 410.

[4] Там же.- С. 315.

[5] И.Пригожин, И.Стенгерс. Порядок из хаоса.- С. 250-252.

 



images/box.gif (51 bytes) 1. Введение в богословие Апокалипсиса images/box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 2. Обращение Христа к семи церквам. 1-3 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 3. Семь печатей и четыре апокалипсических всадника. 4-7 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 4. Дополнения и изменения к толкованию 1-7 глав box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 5. Два видения семи ангелов. 8-10 и 14-16 главы box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 6. Женщина и сатана. 12 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 7. Зверь, выходящий из моря. 13 глава (1-2 абзац) box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 8. Церковь и антихрист. Вавилон блудница. 17 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 9. Зверь, выходящий из земли. 13 глава (3-18 абзац) box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 10. Два свидетеля. 11 глава box.gif (51 bytes)
box.gif (51 bytes) 11. Конец Вавилона. 18 глава box.gif (51 bytes)

Апокалипсис

Оглавление

Апокалипсис

Аннотация

Апокалипсис

Интеллектуальное
богословие

Апокалипсис

Резюме

tr.gif (49 bytes)

Об авторе

Религия

Форум

Религия

Мнения

tr.gif (49 bytes)

Ссылки

tr.gif (49 bytes)

Поиск по сайту



tr.gif (49 bytes)

Все мнения


Мнения 596 - 605
Мнения 586 - 595
Мнения 576 - 585
Мнения 566 - 575
Мнения 556 - 565
Мнения 546 - 555
Мнения 536 - 545
Мнения 526 - 535
Мнения 516 - 525
Мнения 506 - 515
Мнения 496 - 505
Мнения 486 - 495
Мнения 476 - 485
Мнения 466 - 475
Мнения 456 - 465
Мнения 446 - 455
Мнения 436 - 445
Мнения 426 - 435
Мнения 416 - 425
Мнения 406 - 415
Мнения 396 - 405
Мнения 386 - 395
Мнения 376 - 385
Мнения 366 - 375
Мнения 356 - 365
Мнения 346 - 355
Мнения 336 - 345
Мнения 326 - 335
Мнения 316 - 325
Мнения 306 - 315
Мнения 296 - 305
Мнения 286 - 295
Мнения 276 - 285
Мнения 266 - 275
Мнения 256 - 265
Мнения 246 - 255
Мнения 236 - 245
Мнения 226 - 235
Мнения 216 - 225
tr.gif (49 bytes)

Поиск по сайту



Мнения 206 - 215
Мнения 196 - 205
Мнения 186 - 195
Мнения 176 - 185
Мнения 166 - 175
Мнения 156 - 165
Мнения 146 - 155
Мнения 136 - 145
Мнения 126 - 135
Мнения 116 - 125
Мнения 106 - 115
Мнения 96 - 105
Мнения 86 - 95
Мнения 76 - 85
Мнения 66 - 75
Мнения 56 - 65
Мнения 46 - 55
Мнения 36 - 45
Мнения 26 - 35
Мнения 16 - 25
Мнения 6 - 15
Мнения 1 - 5



Рейтинг@Mail.ru


Разрешается использование любых материалов сайта без каких-либо ограничений