www.enoch.ru - Богословие Апокалипсиса: толкование

www.itheology.ru - Интеллектуальное богословие

3. Семь печатей и четыре апокалипсических всадника. 4-7 главы

Для автора Откровения отверзлась дверь на небо (4.1) и он видит картины неба и будущего земли. Наверное правильно будет сказать, что он видит Церковь небесную и будущее церкви земной. Кроме Сидящего на престоле на небесах и Агнца, действующими лицами в Церкви небесной являются четыре животных, исполненных очей (4.6), двадцать четыре старца (4.4), семь ангелов (8.2), а также множество святых и других ангелов. Семь светильников огненных, которые суть семь духов Божиих (4.5) означают полноту Святого Духа.

Никакого другого православного бога – Царицы неба и земли – автор на небе не усматривает, ибо все боги народов – идолы (Пс.95.5). Значит, на основании Евангелия можно утверждать, что идол под именем матери Бога – который по «Учению православной Церкви» есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной[1] – существует только в церкви на земле. Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами (Пс.96.7).

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (5.1). Что это за книга и почему никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу? Это Библия – открытое и развивающееся учение Христа о духовной эволюции человечества. Слово Божие было запечатано в Церкви семью печатями семи Вселенских соборов. Таким образом, открытое учение Христа трансформировалось в закрытое учение церкви, значит, превратилось в замкнутую систему. При этом законы термодинамики утверждают, что изолированная система всегда возвращается в состояние хаоса (неведения), то есть эволюция прекращается и начинается деградация.

Христос установил на земле для Церкви закон: и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах (Мат.16.18-19). Этот закон незыблем, как любой другой закон природы, никто не может его нарушить. В соответствии с данным законом, если Церковь запечатала учение Христа семью печатями, то никто их не может снять кроме земной церкви – ни на небе, ни на земле, ни под землею – за исключением самого Христа, который этот закон установил. Поэтому по приближении времени суда Агнец превращается во Льва (5.5). Христос сам снимает печати: И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей (6.1).

В предыдущем обращении Христа к семи церквам говорится одновременно и одними словами о разных понятиях: процессах и событиях, влияющих на процессы. Процесс – это развитие земной церкви в пространстве и времени. События – семь Вселенских соборов. Логично предположить, что данный подход к толкованию Апокалипсиса сохраняется и в последующих главах – это число семь, содержащее одновременно процессы и события. Причем число семь, как это видно на примере семи ангелов, подразделяется на четыре (7.1) и три (14.6-9).

Действительно, четыре апокалиптических всадника появляются при снятии семи печатей. Эти четыре всадника отображают один процесс. Конь означает движение времени – это количество, а цвет коня и всадник указывают на качество – духовное содержание этого времени. Цвет коней соответствует символам всадников, таким образом подчеркивается взаимозависимость качества времени и духовного состояния церкви. Следовательно, всадники обозначают христианскую церковь в четырёх временных интервала в её двухтысячелетней истории, вероятно, эти интервалы времени примерно равны.

В начале предыдущего толкования я указал на карту-график и обозначил кривую процесса, где по оси абсцисс откладывается время. Указанные четыре временных интервала хорошо обьясняются по аналогии с концепцией этногенеза Л.Гумилёва. Не случайно ученый, указывая на пассионарность как атрибут подсознания, нашёл аналог пассионарности в сфере сознания и назвал его «аттрактивность»[2]. Белое время первого всадника – это фаза подьёма – означает духовную победу христианской Церкви и её быстрое рапространение на земле. На это указывают символы: венец и лук – победа и скорость. Потом в соответствии с «кривой этногенеза»[3] идут три фазы затухания.

Рыжее время второго всадника с мечом наступает тогда, когда христианство стало религией государственной. В связи с этим, постепенно разномыслия внутри Церкви (1 Кор.11.19) превратились в борьбу с еретиками, которая стала вестись при помощи государства, значит, с применением насилия. Меч державный (Рим.13.4) стал использоваться как меч духовный (Еф.6.17). В это же время после 3-го Вселенского собора появляется учение церкви о матери у Бога. Христос предупредил об этих временах: Всё это начало болезней (Мат.24.8) – в процессе духовной эволюции церкви появились элементы хаоса (неведения). В седьмом веке сотрудничество церкви и государства оформилось в виде религиозной войны с персами. Почти сразу религиозная война вернулась обратно мусульманским «джихадом», сокрушив восточную половину империи. Потом наступил период иконоборчества.

В соответствии с законами термодинамики духовная энтропия возрастала, и наступает черное время третьего всадника с весами. Здесь черный цвет или тьма отождествляется с неведением. Это время духовного невежества совпадает с эпохой Возрождения (язычества). Выражение – мера пшеницы за динарий, и три меры ячменя за динарий (6.6) – означает девальвацию духовных ценностей, значит, в церкви произошло искажение истины. Следующие слова – елея и вина не повреждай – означают, что присутствие Святого Духа и значение евхаристии в церкви в это время еще сохраняются. Весы в руке всадника говорят о критическом состоянии процесса духовной эволюции – это точка бифуркации.

Я писал о том, что только Русская православная церковь на рубеже 15-16 веков сохраняла потенциальную возможность духовной эволюции для всего человечества, но упустила эту возможность. Флуктуацией, склонившей чашу весов в сторону духовной деградации единственной остававшейся живой поместной церкви, была известная полемика между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким. Стяжатели победили.

И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним (6.8). Это бледное время означает духовную смерть и разложение христианской церкви. Конечно, богословы не согласятся с таким толкованием слов Евангелия: глядя в зеркало они видят себя живыми. Они тотчас укажут на противоречие и напомнят другие слова: создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Мат.16.18). Выше я писал, что это не просто обещание – это закон, однако, этот закон не лишает нас свободы воли. Поэтому в словах Евангелия нет противоречия: ад не одолеет её – ад следует за ней. Значит, сама церковь – имя которой «смерть» – стала для христиан дорогой в ад. Следующие слова Евангелия подтверждают это: Жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых (17.6). И в нём найдена кровь пророков и святых (18.24).

Ниже автор Апокалипсиса пишет о двух категориях святых: множество искупленных (5.9-11) и число запечатлённых (7.4). Но есть еще другие святые. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И даны были каждому из них одежды белые (6.9-11). Можно сказать так: по ложному учению церкви эти святые были гонимы за истинное учение Христа. Среди них конечно Несторий, видимо, к ним же относятся замученные инквизицией. В соответствии с вышеуказанным законом – дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небе – их души не на небе, а в церкви под жертвенником. Но в следующей главе мы видим их уже на небе. Это те, в белых одеждах, которые пришли от великой скорби (7.9-17) – когда человека в христианской церкви под пытками заставляли отречься от учения Христа в пользу учения церкви.

После снятия шестой печати и стихийных бедствий перечисляются семь категорий людей (6.15) – символизирующие полноту, то есть всё человечество – которые в экстремальных ситуациях уповают на «материю», а не на Бога. Мало того, они надеются укрыться за ней от суда Божьего: И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца (6.16).

* * *

Подведём некоторые промежуточные итоги. Нужно сказать, что процесс эволюции человечества описывается в рамках законов термодинамики и самоорганизации. В настоящее время можно говорить о двух происходящих процессах: эволюции интеллекта и духовной деградации. Очевидно, нельзя считать, что эти разнонаправленные процессы независимы, значит, можно утверждать, что эволюция человека имеет в себе элементы духовной деградации. Данный вывод вполне соответствует библейской истории о грехопадении Адама и поврежденности человеческой природы. Эта легенда относится к области аксиом или начальных условий, на базе которых выводятся духовные законы.

Человечество весь 20-й век занималось самоистреблением. Современный научно-технический прогресс, которым мы так гордимся, явился всего лишь следствием разработок эффективных орудий убийства. Нынешнее состояние человечества явно не соответствует антропному принципу творения вселенной: такой человек не может быть конечной целью творения. Значит, данное состояние человека можно назвать только технологическим переделом или как пишет апостол: начаток созданий (Иак.1.18). Интересно, что академик В.Вернадский придерживался такой же точки зрения: Homo sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее[4].

Человек задуман по образу и подобию Божию, а сотворён лишь по образу Божию (Быт.1.26-27). Следовательно, Библия утверждает, что человек в этом состоянии недоделан – это начальное условие. Вторая аксиома – Бог совершил свои дела (Быт.2.2). Значит, достигнуть проектного уровня человека – образа и подобия Божия – человек должен собственными усилиями. Обоснование для этого вывода тоже находится в Библии. Во-первых, Бог поселил человека в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт.2.15), то есть работать. Во-вторых, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься (Быт.3.19).

Наличие духовной энтропии в природе человека предусматривает его самосовершенствование. Если же ничего не делать, в соответствии с законами термодинамики, в системе, где происходит рост энропии, наступает хаос или духовная деградация. Таким образом, в полном соответствии с наукой, можно сказать, что духовная энтропия работает как принцип отбора[5]. Выше я говорил о духовной повреждённости человеческой природы, но не сказал, что она имеет тенденцию к росту. В Библии сказано, что духовная энтропия возрастает. Во-первых, терние и волчцы произрастит земля тебе (Быт.3.18). Во-вторых, помышление сердца человеческого – зло от юности его (Быт.8.21). В-третьих, извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы: прелюбодеяния, убийства, кражи, злоба, зависть… Всё это зло извнутрь исходит (Мар.7.21-23).

В условиях постоянного роста духовной энтропии невозможно сохранить достигнутый уровень духовности ничего не делая. Даже для того, чтобы остаться на достигнутом уровне, нужно постоянно прилагать усилия и двигаться вперёд. Принцип роста духовной энтропии наглядно иллюстрирует пример человека, находящегося на эскалаторе, который движется вниз. Апостол Павел предупреждает христиан: Посему, кто думает, что он стоит (в вере), берегись, чтобы не упасть (1 Кор.10.12).

___________________________

[1] Творения святителя Игнатия.- М.: Сретенский монастырь, 1997.- Т.4.- С. 391.

[2] Л.Гумилёв. Этногенез и биосфера Земли.- С. 399.

[3] Там же.- С. 410.

[4] Там же.- С. 315.

[5] И.Пригожин, И.Стенгерс. Порядок из хаоса.- С. 250-252.